среда, 8 декабря 2010 г.

Давайте поговорим о мотивации.

Начать этот разговор мне хочется с притчи. 

Мальчишки облюбовали какой-то дворик для игры в футбол. Приходили каждый день в одно и то же время и очень досаждали местным жителям: крики, свист, а то и мяч в окно попадет. Жители ругали мальчишек, гоняли, милицию вызывали – все бесполезно. Проблему решил старик, живший на первом этаже.
Он как-то перед началом дворового матча подозвал к себе мальчишек и каждому дал по десять рублей со словами: «Благодарю за интересную игру!  Я каждый день за вами наблюдаю, мне очень нравится!» Мальчишки удивились и обрадовались, в этот день играли с особым энтузиазмом. На второй день они опять получили по десятке, и на третий, и на четвертый… 10 дней старик оплачивал детям игру. А на одиннадцатый день он опечаленно сказал детям, что деньги у него кончились. «Придется Вам, ребята, опять играть ради своего удовольствия». – «Ишь чего захотел! Чтобы мы для тебя за так играли!» И мальчишки ушли со двора. И больше не вернулись.

Что произошло? 

Любое действие имеет под собой мотив, то есть, оно совершается для чего-то. Если этот мотив силен, остановить действие практически невозможно. И если это действие для Вас нежелательно, избавиться от него можно только одним способом – устранить мотив. А если мотив устранить невозможно – его можно подменить на другой мотив, который можно включать или выключать по своему желанию. Вот так лидеры управляют группами людей. 

У мальчишек изначально был мотив – удовольствие от командной игры. Они в любимой компании играли в любимую игру, и никакая сила не могла их остановить. А хитромудрый старик стал им платить за игру – он подменил мотив. И когда дети приучились играть ради денег – денег не стало! Мотив устранили. Нет мотива – нет действия.

Вот так лидеры управляют группами людей. Умение вскрывать мотивацию поступков и манипулировать ею дает в руки лидера сильнейшее оружие. С другой стороны, зная роль мотивации и понимая свои собственные мотивы поведения, можно успешно противостоять таким манипуляторам и не позволять разыгрывать с собой шахматные партии.

Давайте теперь обратимся к сетевому маркетингу и вспомним, что его называют «бизнес дружеских рекомендаций».

Сетевой маркетинг основан на естественной потребности открытого, позитивного человека – поделиться с друзьями положительной информацией. 

Вот я узнала, что в соседний магазин привезли шикарные апельсины. Или моя знакомая привезла из загранпоездки интересные вещи и теперь распродает их, чтобы оправдать расходы. Или я купила новый шампунь, и он мне очень понравился. И я спешу сообщить об этом своим друзьям. Зачем? Какой у меня мотив? Мне хочется принести пользу, сделать доброе дело. Мне это ничего не стоит, а друзьям моим чем-то поможет, мне будут благодарны. В свою очередь, друзья поделятся со мной какой-то полезной информацией. В итоге мы помогаем друг другу и вместе делаем нашу жизнь лучше.

То есть, мотив таких дружеских рекомендаций – творить добро. Это сильнейший мотив!

Но вот ко мне приходит улыбчивая приятная женщина и говорит: «Попробуй новый шампунь. Понравилось? Тогда расскажи об этом своим друзьям и получи за это денежку. Чем больше людей купит этот шампунь по твоей рекомендации, тем больше денег ты получишь». 

И здесь скрыта самая большая провокация сетевого маркетинга – это подмена мотива. За то, что делалось бескорыстно и с удовольствием, теперь предлагают деньги, иногда большие деньги.  

А деньги – это соблазн. Деньги совращают и развращают. И немногие могут устоять перед этой магией денег. И вот уже смена мотива приводит к изменению поведения человека. 

Какие я тут вижу варианты поведения? Возьму для примера рекламу шампуня (это может быть любой продукт).

1.        Человек с удвоенной энергией рассказывает знакомым о новом шампуне, но обещанных больших комиссионных все нет. И человек отказывается советовать этот шампунь друзьям: «Я буду рекламировать, а кто-то на этом зарабатывает…» Заметим, что шампунь-то хорош, друзья, пользуясь им, скажут спасибо, но делать добро за так уже нет желания. Вот что такое смена мотива.

2.      Человек получает хорошие комиссионные, но хочет еще больше - денег много не бывает, а аппетит приходит во время еды. И вот уже начинается впихивание, назойливость, раскрутка на неоправданно большие закупки, стремление подписать «все, что шевелится». Знакомая ситуация? Скажите, а стал бы человек так приставать ко всем, если бы ему за это не платили?

3.       Человеку сам шампунь не нравится, но компания платит хорошие комиссионные. И начинается прямой обман потенциальных покупателей. Обман, потому что, рекламируя шампунь, человек говорит не то, что думает. Он советует приобрести то, чем сам не пользуется. Фальшь, лицемерие, неискренность – назовите это как хотите. Суть одна – ради денег человек кривит душой, делает НЕ доброе дело. 

Я думаю, есть и другие варианты трансформированного поведения, вызванного сменой мотива. 

Какие выводы из сказанного надо сделать?

Не забывайте, что СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ – это БИЗНЕС ДРУЖЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ. Никогда не забывайте этого! Не позволяйте сменить мотив ТВОРИТЬ ДОБРО на мотив ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ. 

Я не призываю отказаться от комиссионных и работать в сетевом маркетинге за спасибо. Но я призываю всех дистрибьюторов правильно расставить приоритеты. 

Когда я рекламирую ради денег – я хочу, чтобы МНЕ было хорошо.

Когда я рекламирую потому, что мне продукт нравится – я хочу, чтобы ЛЮДЯМ было хорошо.

И люди это чувствуют, они чувствуют, какой мотив мною движет. Поэтому для того, чтобы добиться успеха в сетевом маркетинге, надо либо быть хорошим актером, либо постоянно проверять свою мотивацию и соответственно корректировать свое поведение. 

Если Вы еще только собираетесь вступить в МЛМ компанию – не спешите! Купите ее продукт и пользуйтесь им, убедитесь, что этот продукт Вам подходит и Вам нравится. 

После этого честно ответьте себе на два вопроса:

1.        Купил бы я продукт этой компании, если бы он стоял на полке в магазине?
2.        Посоветовал бы я этот продукт друзьям, если бы мне за это не платили?

Если на оба вопроса Вы твердо ответили «ДА» - поздравляю! Это Ваш продукт и Ваша компания. 

И только после этого можно изучить маркетинг этой компании и решить, стоит ли строить с ней свой бизнес или только рекомендовать своим друзьям продукцию. 

(Я пишу об этом потому, что потратила 10 лет своей жизни, пытаясь строить серьезный бизнес в компании с изначально слабым, неденежным маркетингом – только потому, что продукт мне очень подходил. Теперь я понимаю, что надо было оставаться пользователем этой продукции, а бизнес строить в другом месте – с другим подходящим мне продуктом и с более удачным маркетингом. Но положа руку на сердце – много ли дистрибьюторов разбираются в тонкостях маркетинг-планов?!)

Только при таком подходе люди будут Вам доверять, и тогда успех в сетевой компании будет Вам гарантирован! 

Я желаю Вам здоровья и процветания!

Послесловие.
Не могу удержаться от нескольких практических советов добросовестному дистрибьютору, для которого основной мотив - творить добро.

1.        Если кандидат отказывается подписаться, но готов рекламировать продукт «просто так» - не пытайтесь сменить его мотивацию! Человек готов творить добро – и пусть он это делает! Когда по его рекомендации другими будет куплена продукция или даже произойдет подписание – пригласите его перед составлением очередного отчета и покажите, какие комиссионные он может получить, если вступит в компанию. И в любом случае уважайте его выбор. 

2.        Никогда не продавайте БАДы с лозунгом «но ведь хуже от этого не будет» или «но все равно польза организму будет». Это раскрутка на деньги – давайте назовем вещи своими именами. Да, польза организму будет, но возможно, с другим продуктом пользы будет гораздо больше, а человек уже потратил деньги на то, что дает лишь косвенный результат. Это, во-первых, дискредитация прекрасного продукта, а во-вторых, потеря доверия этого конкретного человека. Такую антирекламу мы не можем и не должны себе позволять.

3.        Не возражайте, если кандидат говорит, что цена назначенного лечения (если речь идет о БАДах) для него неподъемная. Не надо давить, пугать исходом заболевания или предлагать залезть в долги. Поищите вместе с кандидатом менее денежный вариант, который гарантированно даст эффект. Например, можно приобрести продукцию в малой фасовке – недели на две. Через две недели, при наличии результата (а его не может не быть!) Ваш кандидат уже сам найдет способ продолжить лечение. И Вы при этом не потеряете его доверие. 

А теперь совет потребителю. 

Чтобы выяснить мотив дистрибьютора, используйте простой прием: скажите, что у Вас сейчас нет денег и Вы сделаете покупку позже. Если мотив – творить добро, дистрибьютор согласится с Вами или предложит Вам малобюджетный вариант. Если же мотив – заработать, Вас начнут убеждать, приводить примеры и понуждать к немедленной покупке любыми способами.

Удачи всем и только положительных мотивов!

31 комментарий:

  1. Спасибо Эрике за статью. В жизни часто так и происходит. Я против подмены мотивов. Есть не мало сетевых компаний с хорошим продуктом и удачным бонусным маркетинг-планом.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Все правильно, это прописные истины.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасбо! Сделал выводы.

    ОтветитьУдалить
  4. Благодарю,Эрике,Вы раскрыли очень важную тему.Мне это очень близко и понятно!

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо за статью. Мне она очень понравилась. Поднимает важный вопрос и дает четкий, "по полочкам" ответ. Полезная статья, спасибо. Полностью согласна.

    ОтветитьУдалить
  6. Согласна,мотивация делать добро,а как её увязать с финансовыми планами?

    ОтветитьУдалить
  7. Нужная статья, особенно мне сейчас, когда я только начинаю это дело. Искренность и доброжелательность - великая вещь. Спасибо за точные рекомендации. Как говорится, делай дело хорошо, а результат никуда не денется

    ОтветитьУдалить
  8. Вы умница!Я всегда делаю все также,и это действительно приносит результаты!Сначала думаем о помощи человеку!

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, друзья, за комментарии. День прожит не зря!

    ОтветитьУдалить
  10. Наталья Маркелова9 декабря 2010 г. в 00:23

    Спасибо Вам Эрике,за нужный "ключевой момент" в сетевом маркетинге. Я думаю, что если человек живет по законам Вселенной, то всегда думает сначала о помощи другому человеку.

    ОтветитьУдалить
  11. Да, всё правильно!Я тоже в МЛМ 8 лет с замечательным продуктом, который люблю, но денег в нём маловато, как ни крути...Вам Ли Вест знаком?

    ОтветитьУдалить
  12. Галина, к сожалению не знаком. Предлагаю продолжить этот разговор приватно. Напишите мне на электронную почту, пожалуйста!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо большое! Очень поучительно!

    ОтветитьУдалить
  14. Эрике, очень спорный момент. Вот ты пишешь:

    Не забывайте, что СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ – это БИЗНЕС ДРУЖЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ. Никогда не забывайте этого! Не позволяйте сменить мотив ТВОРИТЬ ДОБРО на мотив ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ.

    А по-моему, это ты зачем-то делаешь подмену. Сетевой маркетинг это как раз и есть та гениальная возможность ТВОРИТЬ ДОБРО, ЗАРАБАТЫВАЯ ДЕНЬГИ.

    Почему для тебя это взаимоисключающие вещи, я не пойму. Разве финансовая независимость не есть добро? Ведь СМ как раз тем и хорош, что дает людям не только нужный продукт, но и свободу.
    Мне кажется тебе "в консерватории надо что-то подправить". )))

    Я позволила себе разместить твою статью у себя на блоге и там даю более полный комментарий.

    ОтветитьУдалить
  15. Галина, если вы считаете, что все правильно, тогда почему удивляетесь, что денег мало? - Что заказываете, то имеете.

    Если вы просто любите продукт и бескорыстно его рекомендуете, то зачем вам деньги?

    Если же вы хотите денег, то 8 лет достаточный срок, чтобы задуматься, почему их "маловато"?

    Тут может быть только две причины.
    1. Либо в вашем маркетинге действительно денег нет. Это зависит от Маркетинг-плана. Хороший продукт это еще не все. Можно им пользоваться, а деньги зарабатывать там, где они есть.
    2. Либо дело в Вас, и вам пора переориентироваться с продукта на бизнес.

    ОтветитьУдалить
  16. Наташа, ты пишешь: "Разве финансовая независимость не есть добро?"

    Разумеется, это добро - ДЛЯ СЕБЯ. А я писала о том, что не надо забывать творить добро для людей.

    Но это мелочи. А главное я вижу в том, что эти два мотива - творить добро и зарабатывать деньги - надо умело сочетать. Я их не противопоставляю.

    Опять процитирую себя - я не призываю работать в СМ за спасибо! Но в этом бизнесе нельзя забывать, что базируется он на ДРУЖЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ.

    Даже в линейном бизнесе умные коммерсанты устанавливают с клиентами доверительные отношения, помогают сэкономить копеечку, например, бесплатной доставкой и т.п. - конкуренция за потребителя высока! А СМ ПОЛНОСТЬЮ основан на создании базы потребителей продукции. Без доверительных, дружеских отношений здесь никак не обойтись. А чтобы не потерять доверие человека, надо показать ему, что его интересы для нас важнее, чем наши собственные. Вот о чем моя статья.

    Надеюсь, смогла донести эту мысль.

    ОтветитьУдалить
  17. Наташа, мне кажется, комментарий Галины ты тоже не поняла. Ты ломишься в открытые двери - она написала именно о том, в чем ты ее убеждаешь.

    ОтветитьУдалить
  18. Лидия Карталенко.Ростов на-Дону12 декабря 2010 г. в 19:30

    Очень интересная и нужная статья!Подобные мысли у меня были, но Вы, Эрике,сгруппировали их в единое целое-конкретно и ёмко определив СУТЬ работы в системе дружеских рекомендаций. Я всегда так и делаю-не покупаю "кота в мешке",а вначале сама пробую.Так, например, пришла к употреблению Трансфер фактора, который избавил меня от многолетней аллергии.Эрике Ильясовна,я постоянно слежу за Вашими выступлениями на интернет-конференциях,читаю ваши замечательные публикации.Большое спасибо за Вашу просветительскую миссию.Вы нам очень помогаете!

    ОтветитьУдалить
  19. Почему это финансовая независимость - это добро ДЛЯ СЕБЯ? Я как раз открываю возможность (даю "дружескую рекомендацию") финансовой независимости другим людям. Имею право так как сама ее уже получила, поэтому и показываю этот путь другим.

    Я просто реально не вижу никакой подмены, о которой ты говоришь в своей статье.
    Просто ты путаешь внутреннюю мотивацию с внешней. Об этом более подробно говорит Нелли Щербина в комментариях к твоей статье у меня на блоге.

    ОтветитьУдалить
  20. Ах, Наташенька, и почему мы с тобой всегда о разном?

    Я пишу о продвижении продукта. А ты пишешь о продвижении бизнеса. А это не одно и то же - целевая аудитория мовершенно разная.

    Древние учили: прежде, чем начинать спор, надо определиться в понятиях.

    ОтветитьУдалить
  21. Наташа, кажется путаешь ты, а не я. Нелли Щербина у тебя в блоге написала: "Наташа, спасибо за знакомство с таким интересным человеком! И статья отличная, главное, о самом наболевшем – о мотивации. Только чуточку уточню. Когда Эрике говорит о мотивациях, она имеет в виду мотивацию внутреннюю и мотивацию внешнюю."

    Наташа, Нелли не считает, что я эти мотивации путаю!

    Спасибо тебе, Наташа, за такое неравнодушное отношение к моей статье! И спасибо Нелли, Лидии и другим моим комментаторам за лестные отзывы! Я рада, что моя статья оказалась востребованной.

    Успехов всем!

    ОтветитьУдалить
  22. Замечательная статья. Меня это тоже настораживает, а статья такая обстоятельная и правильная. Все мысли четко сформулированы и систематизированы.

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо,Наташа за вашу статью-мысли в ней верные и советы в ней явно рисуют картину умудрённой опытом женщину-сетевика.Лично для себя Америки не открыл,но кое-какие вещи в голове расставил по-другому-посмотрим что получится!Пишите побольше на эту тему -ваша мотивация мне нравится и она пока ещё не вышла за рамки "дружеской рекомендации".

    ОтветитьУдалить
  24. По-моему, просто у человека должна быть нравственная гармония в душе с миром и с другими людьми. А те примеры, которые Вы привели называются алчность, жадность и эгоизм.

    ОтветитьУдалить
  25. Александр, я согласна с вами! Даже достаточно было бы одного эгоизма. Если я думаю о своих финансах - я эгоистка. Если я думаю о финансах другого человека - я альтруистка. Все дело в том, что черных и белых людей не бывает, все больше полосатые :-)А подмену мотива можно и не заметить. Поэтому - мое мнение - надо все время отслеживать свои мотивы, честно отвечать самому себе на прямые вопросы. Тогда альтруизма в нашей жизни станет намного больше.

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо за статью.Полностью согласен с Вами.

    ОтветитьУдалить
  27. Великолепно,Эрике!!
    Снимаю шляпу!!

    ОтветитьУдалить
  28. Анонимный,это Владислав,Эрике.Просто нет времени вспоминать свой прфиль,и решил написать так.
    Когда прочитал заглавие у статьи,сначала возникло разочарование-вот начнет про пороки СМ с"чуждой идеологией" и т.д. и т.п.
    В общем здорово,не убавить не прибавить.Все бы так все четко понимали!
    УДАЧИ!

    ОтветитьУдалить
  29. Спасибо Эрике!Для меня это открытие! Хотя внутренне(на подсознании) я это понимал.Хорошо что ты разложила по полочкам!

    ОтветитьУдалить
  30. сказано, здорово! билоби так в жизни всегда

    ОтветитьУдалить
  31. Здравствуйте Эрике!! Это Владимир Дяченко, партнер Надежды Кутузовой из параллельной ветки.
    Вы написали очень классную статью!! Я осмелюсь поддержать вас и подтвердить интуитивное прозрение точной шкалой мотиваций, которую я очень давно увидел в работах американского философа Л.Рона Хаббарда:
    Шкала мотивации- идет снизу вверх
    Долг -осознание того, что ты сам должен помочь людям решить какие то проблемы
    Личные убеждения- основано на личном опыте использования чего либо
    Личная выгода - что то еще помимо денег
    Деньги - самая низкая мотивация- обычно люди на этом уровне с легкостью "продают что попало" и "продаются сами, тем кто поманит большими деньгами"

    ОтветитьУдалить