пятница, 14 ноября 2008 г.

Литературная эстафета

Какие вы быстрые! У меня еще эйфория от вступления в группу участников не выветрилась - а уже в руках палочка литературной эстафеты. Спасибо, Валентина, за то, что выбор пал на меня!

В школе учительница русского языка и литературы прочно вложила нам в голову лозунг "Ни дня без страницы!" - интеллигентный человек должен обязтельно читать хотя бы одну страницу в день! Газеты не в счет. Засело это настолько крепко, что даже в декретном отпуске, уложив своих малышек спать и переделав все дела, я слипающимися глазами читала расплывающиеся строчки очередной книги - и засыпала с книгой на животе.



Читала в основном романы. Мне повезло по жизни - в нашей семье был культ книги. Родители собрали превосходную библиотеку - практически вся классика. А в селе, куда я с удовольствием ездила на летние каникулы, тетя моя заведовала школьной библиотекой. И я читала запоем все, что подходило мне по возрасту. Вначале это были А. Барто, С. Михалков, А. Гайдар, Лев Кассиль, серия Библиотека Пионера (была такая - толстые книги в кумачовой обложке и действительно очень хорошие авторы!). Потом Фенимор Купер, Вальтер Скотт, Жюль Верн, Стивенсон, Джек Лондон, Конан Дойль, Мопассан, Дюма, Майн Рид. Потом Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Алексей Толстой, Бальзак, Золя, Стендаль. Потом другие авторы - перечислять долго и, наверное, не нужно.

И что интересно - я приучилась читать не отдельные произведения, а все, что написал данный автор, сериями, поэтому имела о нем целостное представление. И были свои ассоциации. Так, лирика Пушкина для меня - брызги шампанского, а лирика Лермонтова - выдержанный марочный коньяк. Вальтер Скотт убивал обилием описаний интерьера и костюма, в которых вязли ноги и через которые хотелось перепрыгнуть. Жюль Верн напоминал Энциклопедию "Жизнь Животных". Мопассан дал первые уроки психологии, некоторые его цитаты врезались в сознание и запомнились на всю жизнь. Например:
"Мужчины всегда должны быть и бывают такими, какими их делаем мы, женщины. В обществе, где все женщины настоящие леди, все мужчины - джентльмены" (это от лица одной из героинь). Упоминая Мопассана, хочу сразу пояснить, что я открыла его для себя в 16 лет и по наивности своей неприличного подтекста в его произведениях не видела. Не забывайте, когда мне было 16 лет, интернета не было, откровенных журналов, фильмов, телепередач не было, и о таинстве брака девушка из интеллигентной семьи узнавала только после свадьбы. Да, было такое время! Поэтому в произведениях Мопассана я видела только то, что было написано открытым текстом. Уже в замужестве я как-то перечитала некоторые его рассказы - и увидела все совсем в другом свете. Золя вызывал у меня священный ужас тем, что в конце романа он обязательно описывал мертвого героя или героиню через три дня после смерти - с трупными пятнами, зеленым лицом, тусклыми глазами и еще какими-то ужастиками. Из-за этого брррр и гусиной кожи в конце истории я больше двух-трех романов не прочитала. Бальзак сводил меня с ума тем, как неожиданно, из-за угла он убивал своих героев. Можно было на звенящем нерве читать его роман и в конце, когда счастье героев практически вот, на пороге, и можно расслабиться - как молотком по голове герой умирает из-за нелепой случайности! И книга летит в угол комнаты, и слезы льются рекой, и Автора остро ненавидишь за его безобразную жестокость. Пушкина я открыла для себя в 20 лет и прочитала все, включая письма, записки, наброски, планы - короче, каждое его слово. И остро пожалела, что он больше ничего не написал.
И так далее.

К своему совершеннолетию я сделала для себя очень неожиданный вывод: в нашей школе у учеников отбивают любовь к литературе! Заставляют читать программные произведения, когда мозг еще не созрел для их восприятия. Изучение литературы в школе похоже на изучение анатомии в мединституте - каждое произведение препарируется и анатомируется как труп - и ничего не говорит сердцу! Душу произведения мы в школе не видим, потому что еще не способны ее увидеть. Школу я закончила с золотой медалью, выпускное сочинение писала по Л. Толстому: тема народа и Родины в романе "Война и мир" (до сих пор помню). Разделала ее под орех. Когда училась на втором курсе института, встретила свою учительницу русского на улице. После первых приветствий она спросила меня: - "Что ты сейчас читаешь?" Я со всей непосредственностью ответила ей: - "Войну и мир" - так интересно!" Учительница на меня обиделась: - "А в школе ты ее не читала?" Я не посмела ей сказать что читала не сам роман, а критическую литературу о нем. И так было с большинством программных произведений. В школе письмо Татьяны к Онегину я натужно зубрила, чтоб получить пятерку (и все приставала к маме - а что такого странного совершила Татьяна?), а в 20 лет на эмоциях запомнила наизусть бОльшую часть "Евгения Онегина" и мысленно декламировала себе на всяких там собраниях, лекциях и прочей напрасной трате времени.

Ближе к сорока интерес к романам у меня пропал: собственная жизнь закручивалась слишком лихо, читать о чьих-то чужих переживаниях не было ни сил, ни желания. В этот период пришло понимание, что романы спасают нас от серости будней. Романы интересны тем, кому эмоций в жизни не хватает. Они дают возможность прожить жизнь героя как свою и этим вносят яркую ноту в обыденное существование (дом-работа). Или это энциклопедия человеческих отношений, из которой можно вывести свою линию поведения в определенных ситуациях. А когда житейские университеты закончились, читать романы уже не интересно.

И сейчас мои настольные книги - произведения Раджниша Ошо (квинтэссенция человеческой мудрости, но загружать Вас философией и своими поисками смысла жизни я не буду) и "10 уроков на салфетке" Дона Файлы. Последняя книга - Библия сетевика, ее надо читать и перечитывать, изучать на школах и обсуждать с лидерами. С каждым новым прочтением в ней открываются новые горизонты и новые планы, приходит новое понимание. Я обязательно создам в своем блоге рубрику, посвщенную этой книге и комментариям к ней.

Благодарю всех за внимание!

А теперь я хочу передать эстафету нашим наставникам! Я - новичок в нашей группе и потому не могу сориентироваться, кто из конкурсантов участвовал в эстафете, а кто нет. Поэтому обращение к членам нашего Жюри мне кажется беспроигрышным вариантом. Нам очень интересно, что Вы читаете, господа! Я видела, что Екатерине Бокитько палочку уже вручали, поэтому ей сейчас эстафету не предлагаю. Насчет других членов Жюри не знаю, но очень хочу узнать. И даже если кто-то из Вас, уважаемые мэтры, получит эстафету повторно - это будет очень полезно для нас, участников конкурса. В самом деле, ведь не одну книгу же вы читаете! Порекомендуйте нам еще что-то, имеющее в Ваших глазах ценность!

Итак, своими литературными пристрастиями нас порадуют:
1. Макс Хигер - интересно, что читает человек, создающий такие сложные программы (я всегда думала, что программисты читают только справочники);
2. Дмитрий Смакотин - интересно, что читает родитель новой идеологии Сетевого маркетинга;
3. Александр Синамати - интересно, что читает человек, которого читают все!

Ждем!

2 комментария:

  1. Привет!! Привет, Эрике! Сестра по чтению ОШО!! Я вот не стала раскрывать свои сокровенные пристрастия, а - ты - наоборот. Не могу молчать - радуюсь!

    ОтветитьУдалить
  2. Оля,привет! Я рада, что встретила единомышленницу. Да, эти книги не всем близки, тем более ценны они в моих глазах. Будем общаться!

    ОтветитьУдалить